http://www.finagood.ru/

Блог им. Mizandari → Крымские заметки. Часть 1. Тайна армянского фонтана)


Однажды летом, году эдак в 2004, мы с друзьями решили поехать в Крым, в «город-герой» Феодосию.) Ну, поездка-поездкой, море, юг, ничего особенного… По приезду начали искать место, где бы нам расположиться.

Послушав старого деда (он же агент по недвижимости), пошли за ним смотреть хатку с пометкой «недалеко… за углом»… После 5-го «за углом» я понял, что спрашивать больше не имеет смысла, нужно просто дойти. Как говорится, «а вдруг» — цена была очень привлекательной.)

Прошли мы прилично, минуя центра, в более глухую, «старую» часть города. На вопрос «Где мы?», дед ответил просто: «Недалеко. Это Карантин». И тут в моей памяти что-то заколыхалось… Я вспомнил, что когда-то читал об армянах Крыма, и там упоминался район под названием «Карантин» — местность за крепостной стеной, где первое время держали приезжих, в том числе и паломников из Св.Земли, дабы они не заразили ничем горожан.

Дойдя до старой мечети, которая по архитектуре очень была походила на турецкую, мы повернули на Караимскую улицу (название «караимы» опять всколыхнуло мою память), и начали подниматься вверх по разбитой дороге, пока не дошли до небольшого дома, который полностью определил наш окончательный выбор! Оказывается, когда мы вошли в эти закоулки, половине из нашей компании это напомнило детство: моим 2 друзьям — старый Тбилиси, а мне — Баку.) Вопрос стоянки был закрыт.

Дом находился на Фонтанной площади. На мой дотошный вопрос: «А где, собственно, фонтан??» никто из местных толком ответить не мог… И он бы так и остался без ответа, если б я от нечего делать не решил прогуляться вверх по улице, а не вниз, как мы обычно шли к центру.
Дальше как в сказке )) Шёл я, шёл, и тут наткнулся на полуразрушенное сооружение, напоминавшее больше не фонтан, а родник. Причем, наш родник!


И каково было моё изумление, когда я увидел родные буквы на одной из стен фонтана!!!


Как я потом узнал, уже будучи в Москве, первые армянские крупные поселения появились в Крыму уже в XI- XIII вв., а начиная с XIV века уже составляли большинство населения города Кафы (старое название Феодосии):
В «Четьях-Минеях» — рукописи, написанной в Крыму в 1690 г., содержатся разные факты и среди них — история армянской колонии Крыма, в которой сообщается, что основная часть крымских армян — это выходцы из города Ани, обосновавшиеся вначале в Ак-Сарае, откуда, вследствие притеснений со стороны татар, перебрались в 1330 г. в Крым.

В Кафе имелись армянские школы, десятки церквей, банки, торговые дома, караван-сараи, ремесленные цеха и др. Город был одним из духовных центров крымских армян, столь известным и важным, что в 1438 г. кафским армянам было предложено послать своих представителей на Флорентийский вселенский собор.


Население Кафы в 15 веке, в период расцвета города, составляло около 70 тыс. жителей, потому была острая необходимость в продуманной система водообеспечения. Т.к. верхушку власти составляли генуэзцы (выходцы из итальянского города Генуя), они устроили в самом городе систему «цистерн» для обеспечения жителей чистой водой: на окружающих город высотах собирали воду в искусственных водохранилищах, из которых вода подавалась по сети гончарных труб в фонтаны, расположенные в разных районах города. Чтобы излишек воды не стекал бесполезно в море, он распределялся по «колодцам» (маленьким цистернам).

В русских документах конца XVIII века местность вокруг горы Митридат была разделена на несколько слободок: караимская, цыганская, армянская, немецкая, турецкая, и в каждой из них предполагалось иметь свой собственный фонтан.
И вот тут начинается путаница… Во всяком случае, для меня. И вот, почему:

(Нажмите, чтоб увеличить)

Судя по этой открытке, фонтан — караимский. Однако, откуда надпись на армянском языке?...

Вот, что говорит Сеть об армянском фонтане:
Армянский фонтан находился у подножья горы Митридат, возле церкви архангелов Гавриила и Михаила (15 в.). Он представлял собой водоем в виде призмы, сложенный из бутового и тесанного камня на известковом растворе со стрельчатой нишей и водометом в восточной стене. Над нишей были расположены три резные розетки, а в нише — мраморная плита с надписью на армянском языке и датой. Этот фонтан был возведен в архитектурных формах, распространенных в Армении для родников с 11 по 19 век.

А вот что, о караимском:
Караимский фонтан на Фонтанной площади, сооружен в 17 веке, недалеко от дома, в котором в 1817 году родился И.К. Айвазовский. Фонтан, давший название площади, был центром караимской слободы. Хаус фонтана (с тюркского — водохранилище) заполнялся водой из древнего водовода, построенного еще генуэзцами.



Судя по карте, они находились относительно близко друг от друга… Так что, этот вопрос остался без ответа… Пока без ответа:)

Продолжение следует.)
  • +1

Комментарии (3)

RSS свернуть / развернуть
+
0
Никогда не знал о такой широкой деятельности армян в Крыму! Пару раз отдыхал в Ялте, но тамошняя церковь — здание относительно новое. А тут… целая «маленькая Армения», а не колония!
С фонтаном очень интересная история… То ли дело обстоит с историческим подлогом, и армянская табличка просто напросто «вмонтирована» в караимский. То ли — с ошибкой, которая передается от одного источника информ. к другому…
Да, и кто такие караимы? Может, они писали на армянском?))
avatar

Partizan

  • 7 марта 2010, 01:03
+
0
))) если бы всё было так просто… Караимы — это местный тюркский народ, исповедовавший иудаизм. Соответственно, и письменность была у них еврейская.

А с происхождением пока ничего выяснить толком не удалось… Приведу лишь несколько цитат:
«Места вокруг Митридата красивые, но пока запущенные: у подножия холма, возле старого фонтана (который одни краеведы считают армянским, другие — караимским...)» Газета «Кафа».


А вот фраза из монографии Айбабиной Е.А. «Декоративная каменная резьба Каффы XIV — XVIII вв»:
Резные изделия более ранней эпохи использовались в постройках вторично: в оформлении «караимского» фонтана XIX в. использованы сполии со средневековой резьбой и надгробие XVIII в., в перекрытии тамбура северного придела храма св. Сергия — армянские надгробия XVIII в., в кладке бастиона турецкого времени — резные средневековые архитектурные детали с «сельджукской» цепью, розетками. В таких случаях в расчет принималось не первоначальное происхождение изделия, а изящество и живописность резьбы, а также качество строительного материала.


Почему-то у меня такое чувство, что это историческая фальсификация… Хотя… не буду торопиться с выводами.) Обещали разобраться))
avatar

Mizandari

  • 14 марта 2010, 03:53
+
0
в крыму была только один раз на три недели из каторого две недели лежала с ребенком в больнице, но обязательно поеду еще раз, и пройдусь по всем достопримечательностям и городам, темболее дочке очень понравилась.
avatar

lusinka

  • 23 октября 2010, 22:48

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.