Блог им. Mizandari → История Аварайрской битвы глазами иранского историка.


Всё-таки интересно почитать о событии, о котором много читал у армянских историков, от имени представителя противоположной стороны! Автор: Dr. Kaveh Farrokh, издание «Shadows in the desert».
В русском переводе все просто: «ПЕРСЫ» :)

УКАЗ ЙЕЗДИГЕРДА: ВОССТАНИЕ В АРМЕНИИ.

Наследники парфянской династии в Армении остановили свои выбор на христианстве еще в начале V века н.э. Христианство не получало полного распространения в этом регионе до начала 400 г. Существенный сдвиг в этом отношении произошел в 410-412 гг, после того, как Библия и большая часть христианской литературы была переведена на армянский язык, и после того, как Бахрам Гур (персидский шах того периода — здесь и далее прим. В.К.) начал проявлять терпимость к этой религии. Армения в основном сохраняла дружеские отношения с Сасанидской империей, несмотря на распространение христианской веры, которая остается там главенствующей и по сей день. Зороастрийским священнослужителям-магам так и не удалось вновь утвердить свои культы в Армении. Придворная сасанидская знать не могла смириться с терпимостью Бахрам Гура в отношении христианства, распространившегося в Армении. Йездегерд, в отличие от его предшественника можно назвать истинным «фундаменталистом» зороастризма. Он поддерживал ортодоксальных магов и настроенных против христианства аристократов в столичном городе.

В 449 г., когда империи пришлось сражаться с кидаритами (кочевые племена из Ср.Азии), представителей армянской знати вызвали в Ктесифон (столица Персии), где они получили строгий указ, в котором предписывалось «вернуться» к исконной вере — зороастризму. Но аристократы Армении отказались менять вероисповедание. Несмотря на нажим, который оказали на них в столице империи, они вернувшись на родину, под давлением народных масс вновь подтвердили свою приверженность христианской вере. Как свидетельствуют армянские источника, даже жены придворных приготовились выступить против своих мужей, если те откажутся подтвердить свое вероисповедание и преданность христианским ценностям. Под предводительством Вардана Мамиконяна в Армении началась всеобщая подготовка к восстанию.

Йездегерд распорядился собрать только что вернувшихся ветеранов похода в Среднюю Азию, чтобы выступить с ними против непокорных соседей. Армянские источники свидетельствуют о сокрушительном поражении, которое та потерпела в результате этой необдуманной кампании. В поход отправилось 220 000-300 000 воинов (в том числе и отряд боевых слонов), ведомых полководцем Мушканом, который прибыл и Армению 13 апрелей 451 года. Армянские источники точно оценивают общую численность сасанидского войска, однако количество кавалерии асваранов (тяжелая кавалерия персов) и его состав остается неясным. Число асваранов в империи не могло превышать 50 000 человек. Надо так учесть, что несмотря на усмирение Средней Азии, было все же необходимо оставить гарнизоны для охраны границ. Способность выставить столь большое количество кавалеристов, какое источники приписывают сасанидской армии в 461 г., она приобрела только после военных реформ Ануширвана. Таким образом, огромный размер двинувшегося на Армению, объясняется только присутствием в его рядах союзнических соединений и отрядов поддержки.


Битва при Аварайра: армянские витязи и лучники, защищающие христианские святыни от зороастризма и арийских магов. Асвараны и армянские витязи одевались и вооружались для битвы примерно одинаково и воевали примерно одними и теми же приемами. Примечательно, что на этой миниатюре изображены сасанидские боевые слоны и лучники, но нет ни одного асварана.

Ведомые Варданом Мамиконяном 66 000 армянских пехотинцев 2 июня 451 г. заняли боевую позицию на поле Аварайра (или Вартананц), расположенном в Аспуракане (Армения). Перед битвой Вардан воодушевлял своих религиозно настроенных воинов громким чтением истории Макавеев. Армянские войны приняли перед битвой Святое причастие. Последовавшее затем сражение было кровавым и трагическим, поскольку сасаниды воспринимали армян как своих арийских родственников, товарищей, с которыми они неоднократно сражались плечом к плечу против неприятеля, и уважительно относились к их боевым способностям. В какой-то мере это и объясняет, почему армянам удалось победить сасанидов, превосходивших их числом, в последовавшей затем битве. Армия Мушкана, потерпев поражение, вынуждена была покинуть Армению.

И хотя сопротивление армян нельзя не признать героическим, оно было все же обречено, так как их обращение к Византии о помощи и содействии осталось без ответа. Сама Византия была слишком занята подготовкой к сопротивлению гуннам, которые с угрожающей скоростью заполоняли северные территории Европы со стороны Балкан. Однако армяне продолжали сопротивляться, о чем свидетельствует 33-летняя партизанская война, которую они вели почти непрерывно (461-484 г.). Существенную помощь им оказали гунны, которые, войдя в союз с армянами, совершали набеги на Албанию (современная Республика Азербайджан) через Дербентский проход.
  • +2

Комментарии (2)

RSS свернуть / развернуть
+
0
Очень интересно было почитать…
avatar

admin

  • 30 марта 2010, 12:01
+
0
Вот так вот… Мы говорим, что бились с врагом, а они до сих пор считают, что армяне застали персов врасплох, подняв меч, грубо говоря, на брата…
avatar

Dr_Gibaryan

  • 31 марта 2010, 17:47

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.