Реноватор Харьков Многофункциональный инструмент Узнать Больше!

Культура и Искусство → Комитас: 140 лет со дня рождения великого классика армянской музыки



КОМИТАС (Согомон Согомонян), армянский композитор, музыкальный этнограф, теоретик музыки, хормейстер, педагог. Основоположник армянской национальной композиторской школы.
Родился 26 сентября 1869 г. в городе Кутина (Кетайя) в Западной Анатолии (ныне Турция). Его предки в 17-ом веке переселились туда из деревни Цхна провинции Гохтан. Отец — Геворк Согомонян — был сапожником, в то же время он сочинял песни и обладал красивым голосом. Яркими музыкальными способностями отличалась также мать композитора — Тагуи, которая была ковровщицей. Безрадостным и полным лишений было детство Комитаса. Он потерял мать, когда ему ещё не было и года, а полностью осиротел к 11 годам.

В 1881 году священник Кутины Г. Дерцакян едет в Эчмиадзин — принимать сан епископа. По просьбе католикоса он должен был привезти с собой голосистого мальчика-сироту — на учебу в Эчмиадзинской духовной семинарии. Из 20 сирот был выбран 12-летний Согомон. Поскольку в это время в Кутине запрещалось говорить по-армянски, мальчик говорил на турецком и на приветствие католикоса Геворка IV ответил: «Я не говорю по-армянски, если хотите — спою». И своим красивым сопрано спел армянский шаракан (духовный гимн), не понимая слов. Благодаря исключительным способностям Согомон за короткое время в совершенстве овладевает армянским.




В 1890 году Согомон посвящается в сан монаха. В 1893 завершает обучение в семинарии, затем принимает сан священника и имя католикоса Комитаса — выдающегося поэта VII века, автора шараканов. В семинарии Комитас назначается учителем музыки. Параллельно с преподаванием Комитас создает хор, оркестр народных инструментов, обработки народных песен, пишет первые исследования об армянской церковной музыке. В 1895 году Комитас принимает духовный сан архимандрита. Осенью того же года уезжает в Тифлис, учиться в музыкальном училище. Но, встретившись с композитором Макаром Екмаляном, получившим образование в Петербургской консерватории, меняет свои намерения и изучает у последнего курс гармонии. Эти занятия стали своеобразной предтечей и крепкой основой для овладения европейской техникой композиции. Дальнейшие события жизни Комитаса были связаны с крупным музыкальным центром Европы — Берлином, куда он уехал учиться по протекции католикоса, получая финансирование от крупнейшего армянского нефтяного магната Александра Манташяна. Комитас поступает в частную консерваторию профессора Рихарда Шмидта и одновременно в Королевский университет.



По возвращении из Европы он преподавал музыку в Академии Геворкян в Эчмиадзине. Наряду с армянской системой нотной записи Комитас ввел и европейскую нотопись. Он организовал хор, с которым разучивал армянские народные песни на четыре голоса. Параллельно занимался научно-исследовательской работой, изучал армянские народные и духовные мелодии, работал над расшифровкой армянских хазов, над теорией гласов. Новое европейское мировоззрение стало причиной конфликта между Комитасом и церковью. По этой причине в 1910 году Комитас уезжает в Константинополь. Ему казалось, что там найдет такую среду, которая его поймет, защитит и поощрит его деятельность, и тут он сможет претворить свои мечты в реальность. Комитас хотел создать национальную консерваторию, с которой связывал дальнейшую музыкальную судьбу своего народа. Но ему не удается осуществить это предприятие. Его вдохновенные идеи встречали лишь холодное безразличие местных властей. В Константинополе Комитас организовал смешанный хор из 300 человек, назвав его «Гусан». Последний пользовался большой популярностью. В его концертной программе основное место принадлежало армянским народным песням. Сам он превосходно владел флейтой и фортепиано, был одарен большой силой воздействия на своих слушателей. Искусством Комитаса были покорены известные музыканты Европы.

Апрель 1915 года — начало чудовищного Геноцида армян. Турецкие власти воплощают в жизнь свой давно уже задуманный и подготовленный план уничтожения армянской нации, и начинают свои кровавые действия с интеллигенции. Составляются 2 списка ссылаемых ученых: первый в Айаш, а второй — в Чангр. Тех, кто попал в первый список, уничтожили сразу. Комитас, вместе со многими своими друзьями и коллегами, оказался во втором списке. Семь недель длился страшный путь к месту ссылки. Конечно, с первого же дня ссыльные из этого несчастного каравана осознавали свой трагический конец.

Выдающиеся западно-армянские поэты Сиаманто и Даниел Варужан, еще в Константинопольской тюрьме подружившиеся с Комитасом, старались окружить его вниманием и облегчить его долю. Но месяцами тянувшийся этот путь на голгофу был чреват ужасными физическими и моральными потрясениями, от которых мог сойти с ума любой, не говоря уже о музыканте, который не знал иного мира, кроме музыки и песни. Первый удар был нанесен тогда, когда он своей песней давал друзьям понять, что с ними сделают эти палачи. Вдруг жуткий, оглушительный удар прервал его пение: полицейский-зверь, неожиданно возникнув у него за спиной, сильным ударом оглушил Вардапета. От неожиданности и силы удара Комитас побледнел и не мог двигаться… По дороге в Чангр, на перевале Тавли, куда добрался наконец караван ссыльных после изнурительной ходьбы по пустыне, голодный и мучимый жаждой, произошел еще один ужасающий случай. Те, у которых еще хватало сил, пошли на поиски питьевой воды. Комитас, будучи человеком аккуратным и чистоплотным, обрадовался принесенной воде и захлопал в ладоши по привычке. Чашек не было, поэтому приходилось пить прямо из ведра. Зная щепетильность Комитаса, Сиаманто и Варужан в первую очередь поднесли ведро Вардапету… Но стоило ему приблизиться к ведру, как полицейский набросился на него, ударом выбил ведро из рук и швырнул прочь… Комитас в ужасе закрыл лицо рукой и застыл в онемении, пока вода капля за каплей стекала вниз по полам его одежды…



Душевное состояние Комитаса усугубилось по достижении страшной цели «путешествия» — в Чангре, когда изнуренные издевательствами турецких военных деятели армянской культуры осознали, что смерть уже дышит им в лицо. Предчувствуя свой конец, они просят Комитаса спеть для них в последний раз. Комитас не отказывается и исполняет одно из самых известных произведений — «Господи, помилуй»… Под скорбный плач и безнадежные стоны умирающих друзей, завершив песню, Комитас вдруг задрожал всем телом и взорвался диким, безудержным хохотом, что повергло в ужас всех присутствующих. Понимая состояние Вардапета, его окружили и попытались успокоить, но тщетно — история продолжилась…

В этот судьбоносный момент из Константинополя пришел приказ: вернуть Комитаса в Константинополь, и покорного Комитаса через Конию, в сопровождении двух чудом спасшихся его друзей — врача Торгомяна и издателя Бюзанда Кечяна, привезли в Константинополь после трехмесячных мучений. Комитас явился и очевидцем, и невероятным чудом выжившей жертвой армянского Геноцида 1915 года. Этой трагедией пропитано все его последующее творчество, и эта же трагедия предопределила дальнейшие 20 лет чудовищных душевных мук постепенно угасающего гения армянской музыки. Комитас уединился от внешнего мира, укрылся в своих мрачных и тяжелых думах — сломленный и печальный.

В 1916 году здоровье Комитаса ухудшилось, и его поместили в психиатрическую клинику. Однако не было никакой надежды на выздоровление. Гений армянской музыки нашел свое последнее пристанище в Париже, в пригородной лечебнице Вил-Жуиф, проведя там почти 20 лет.

22 октября 1935 года прервалась жизнь Великого Комитаса. Весной 1936 года его прах был перевезен в Армению и предан земле в Ереване — в пантеоне деятелей культуры. Не менее трагической была и судьба творческого наследия Комитаса. Большинство его рукописей были уничтожены или растеряны по всему миру…

оригинал © Азат Арцах
  • +1

Комментарии (8)

RSS свернуть / развернуть
+
0

avatar

Mizandari

  • 29 сентября 2009, 01:33
+
0
я вспомнила! в моей муз.школе Ереване висела картина(последняя), а я так ее боялась))
avatar

Shogher

  • 29 сентября 2009, 12:20
+
0
Очень люблю песню «Horovel», особенно вот в этом исполнении:

avatar

Dr_Gibaryan

  • 29 сентября 2009, 14:05
+
+1
Когда слушаешь эту песню плакать хочется!)))))она до мозгокостей заставляет содрогаться тело!
avatar

Mikael

  • 9 октября 2009, 03:24
+
0


А меня она вот тут сильно цепляет!!!..
avatar

Mizandari

  • 9 октября 2009, 12:46
+
0
Очень занятная история исполнения песни «Длэ Яман», завораживающее видео Армении, и, потрясающий голос Изабель Байракдарян!!!
avatar

Dr_Gibaryan

  • 18 октября 2009, 02:30
+
0
Статья впечатлительная и инетересная))
avatar

Liana

  • 20 октября 2009, 22:17
+
0
Единственное, что непонятно, это то как был записан голос Комитаса.
avatar

Liana

  • 20 октября 2009, 22:19

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.